Княжеский дворец в Дубровнике построили как резиденцию правительства и для князя, представлявшего самый высокий пост в Дубровницкой Республике.
Князя (ректора), стоявшего во главе исполнительской власти, избирали сроком на один месяц, и за это время дворец являлся для него и местом работы и местом проживания. На время действия полномочий, князь оказывался разлученным со своей семьей, ему не разрешалось покидать дворец, только в крайних случаях. Ночью он сохранял ключи от города, которыми утром церемониально открывал ворота. И так продолжалось на протяжении веков, вплоть до падения Республики.
Во дворце размещались правительственные учреждения, суд, тюрьма, арсенал, пороховой погреб. На первом этаже Большая совет (высший законодательный орган; Сенат) и Малый совет (высший исполнительный орган; коллегия консулов, представленная знатью), где в дни Республики собирались для совещаний и решения государственных вопросов.
Над входом надпись на латыни: «Забудь о личном, беспокойся о государстве».
Наверху находились помещения ректора, сегодня там находятся экспозиции Городского Музея. Экспозиция включает в себя коллекцию старинных монет 14-19 веков, оригинальные ключи от городских ворот, печать Дубровницкой республики и другие интересные экспонаты. Антикварная мебель девятнадцатого века в коллекции музея собрана из старинных дворцов и особняков Дубровника. Среди картин – портреты знатных людей Дубровника, полотна мастеров 19 века, Аннибале Карраччи, Тинторетто, Джорджоне, Париса Бордоне…
Дворец построили в середине 15 века, после того как старый дворец сильно пострадал из-за взрыва пороха в 1435 году. Первый дворец представлял собой каменную крепость, построенную в соответствии с римской традицией императорского дворца и венецианской крепости. Он значительно отличался от изящного особняка в смешанном готическо-ренессансном стиле, созданного по проекту неаполитанского инженера и архитектора Онофрио делла Кава. Хотя, возможно, простые, гармоничные формы дворца, без излишней роскоши казались несколько скромными для некогда богатой Республики. В декорировании дворца принимали участие многие художники, скульпторы, каменщики. Из скульптуры конечно особое внимание работе Петра Мартинова (рельеф капители, изображающий Асклепия).
Но и второй дворец через 28 лет сильно пострадал от порохового взрыва. Однако флорентийский зодчий Микелоццо Микелоцци не внес в него никаких своих идей, а только восстановил всю работу делла Кава. Во время катастрофического землетрясения 1667 года сильно была повреждена внутренняя часть дворца (колонны, арки, галереи, дворы). В 17 веке его перестроили в готическом стиле с некоторыми элементами барокко.
Таким образом, в результате неотвратимых событий дворец фактически представляет симбиоз всех трех стилей – основной готический, с последующей реконструкцией в эпоху Возрождения и барокко. Но в целом это удивительный памятник. Находясь перед красивым фасадом, очаровываясь гармонией окружающей среды, ясно проникаешься духом прошлого. Историческая атмосфера настолько сильная, что кажется, вот сейчас встретишь ректора вместе с членами палаты.